Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Цитология в ветеринарии. Базовый уровень»
Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «ПРОФИ»
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «УЦ «ПРОФИ»
__________ Е.Н. Рослякова
«___» ____________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Цитология в ветеринарии. Базовый уровень»
2025 г.
1. Цель реализации программы
Совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Цель реализации программы: формирование у ветеринарных врачей базовых знаний и практических навыков в области ветеринарной цитологии, необходимых для интерпретации цитологических препаратов и применения их в диагностике заболеваний животных. Программа направлена на освоение основ цитологической техники, принципов идентификации основных типов клеток и выявления патологических изменений, позволяющих использовать цитологическое исследование в качестве ценного диагностического инструмента в ветеринарной практике.
2. Планируемые результаты обучения
Знать:
- Основы клеточной биологии и морфологии клеток.
- Принципы цитологического исследования и его место в диагностике заболеваний животных.
- Методы получения цитологического материала: мазки-отпечатки, тонкоигольная аспирационная биопсия (ТИАБ), смывы.
- Основные техники окрашивания цитологических препаратов (Романовского-Гимзы, Diff-Quik).
- Морфологические признаки основных типов клеток, встречающихся в цитологических препаратах: эпителиальные клетки, мезенхимальные клетки, клетки крови, воспалительные клетки.
- Основные цитологические признаки воспаления, инфекции и неоплазии.
- Критерии доброкачественности и злокачественности клеток.
- Принципы интерпретации цитологических препаратов при различных заболеваниях: дерматологические заболевания, новообразования, воспалительные процессы.
- Правила ведения документации и оформления цитологического заключения.
- Основы техники безопасности при работе с биологическим материалом.
Уметь:
- Правильно выбирать метод получения цитологического материала в зависимости от локализации и характера патологического процесса.
- Технически грамотно выполнять взятие цитологического материала различными способами (мазки-отпечатки, ТИАБ, смывы).
- Правильно готовить и окрашивать цитологические препараты.
- Распознавать и идентифицировать основные типы клеток в цитологических препаратах.
- Выявлять основные цитологические признаки воспаления, инфекции и неоплазии.
- Оценивать клеточность, фон и сохранность цитологического препарата.
- Различать доброкачественные и злокачественные клетки на основании цитологических критериев.
- Составлять цитологическое заключение, описывающее морфологическую картину и содержащее предварительный диагноз.
- Оценивать качество цитологического препарата и определять необходимость дополнительных исследований (гистология, бактериология и др.).
Владеть:
- Техникой приготовления мазков-отпечатков с поверхностей кожи, слизистых оболочек, хирургических срезов.
- Техникой выполнения тонкоигольной аспирационной биопсии (ТИАБ) поверхностных новообразований и лимфатических узлов под контролем пальпации.
- Техникой окрашивания цитологических препаратов методом Романовского-Гимзы или Diff-Quik.
- Навыками работы с микроскопом.
- Навыками систематического анализа цитологических препаратов.
- Навыками ведения документации и оформления цитологического заключения.
3. Категория слушателей
К освоению дополнительной профессионально программы – программы повышения квалификации допускаются:
— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
- Целевая аудитория для программы предназначена для: ветеринарных врачей, имеющих высшее ветеринарное образование.
4. Содержание программы
Учебный план
дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации
«Цитология в ветеринарии. Базовый уровень»
Категория обучающихся: имеющие среднее специальное или высшее образование.
Срок освоения (общая трудоемкость): 48 ак. часов.
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
| №п/п | Наименование модулей, разделов, дисциплин, тем | Трудоемкость (всего час) | Аудиторные занятия (час) | СР (час) | |
| лекций | практ/ сем | ||||
| 1. | Правила работы с микроскопом | 3 | 3 | ||
| 2. | Правила взятия материала для исследования | 3 | 3 | ||
| 3. | Окраска материала | 3 | 3 | ||
| 4. | Цитология воспаления | 3 | 3 | ||
| 5. | Артефакты | 3 | 3 | ||
| 6. | Инфекционные агенты | 3 | 3 | ||
| 7. | Правила написания цитологического заключения | 3 | 3 | ||
| 8. | Эпителиальные новообразования кожи | 3 | 3 | ||
| 9. | Круглоклеточные опухоли кожи | 3 | 3 | ||
| 10. | Мезенхимальные опухоли кожи | 3 | 3 | ||
| 11. | Клинические случаи | 16 | 6 | 10 | |
| Итоговый контроль | 2 | Написание заключения | |||
| Трудоемкость программы (всего) | 48 | ||||
Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
| №п/п | Наименование модулей, разделов, дисциплин, тем | Трудоемкость (всего час) | Аудиторные занятия (час) | СР (час) | |
| лекций | практ/ сем | ||||
| 1. | Правила работы с микроскопом | 3 | 3 | ||
| 2. | Правила взятия материала для исследования | 3 | 3 | ||
| 3. | Окраска материала | 3 | 3 | ||
| 3.1 | Тема 3.1: Принципы окрашивания цитологических препаратов. | ||||
| 3.2 | Тема 3.2: Окрашивание по Романовскому-Гимзе: приготовление растворов, техника окрашивания, факторы, влияющие на качество окраски. | ||||
| 3.3 | Тема 3.3: Быстрая окраска (Diff-Quik): преимущества и недостатки, техника окрашивания. | ||||
| 4. | Цитология воспаления | 3 | 3 | ||
| 4.1 | Тема 4.1: Основные типы воспалительных клеток: нейтрофилы, макрофаги, лимфоциты, эозинофилы, базофилы. | ||||
| 4.2 | Тема 4.2: Морфологические признаки воспалительных клеток: особенности ядра, цитоплазмы, включений. | ||||
| 4.2 | Тема 4.3: Цитологические признаки острого воспаления: преобладание нейтрофилов, признаки дегенерации нейтрофилов, наличие бактерий. | ||||
| 4.4 | Тема 4.4: Цитологические признаки хронического воспаления: преобладание макрофагов и лимфоцитов, формирование гранулем. | ||||
| 5. | Артефакты | 3 | 3 | ||
| 6. | Инфекционные агенты | 3 | 3 | ||
| 6.1 | Тема 6.1: Бактерии: морфология, классификация, методы выявления в цитологических препаратах (кокки, бациллы). | ||||
| 6.2 | Тема 6.2: Грибы: морфология, классификация, методы выявления в цитологических препаратах (дрожжи, гифы). | ||||
| 6.3 | Тема 6.3: Вирусы: цитологические признаки вирусного поражения клеток (внутриядерные и цитоплазматические включения). | ||||
| 7. | Правила написания цитологического заключения | 3 | 3 | ||
| 8. | Эпителиальные новообразования кожи | 3 | 3 | ||
| 8.1 | Тема 8.1: Общие принципы цитологической диагностики новообразований кожи. | ||||
| 8.2 | Тема 8.2: Доброкачественные эпителиальные новообразования | ||||
| 8.3 | Тема 8.3: Злокачественные эпителиальные новообразования | ||||
| 9. | Круглоклеточные опухоли кожи | 3 | 3 | ||
| 10. | Мезенхимальные опухоли кожи | 3 | 3 | ||
| 11. | Клинические случаи | 16 | 6 | 10 | |
| Итоговый контроль | 2 | Написание заключения | |||
| Трудоемкость программы (всего) | 48 | ||||
Календарный учебный график дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Цитология в ветеринарии. Базовый уровень»
Обучение организуется согласно утвержденному календарному учебному графику, который формируется по мере набора учебной группы на соответствующий период обучения. Курс обучения не привязан к началу или окончанию учебного и календарного года. Прием заявок на курс происходит в течение всего календарного года. Календарный учебный график является примерным и утверждается отдельно для каждой учебной группы.
| Форма обучения | Общая трудоемкость программы (час, дни, недели, месяцы) | Аудиторных часов в день/дней в неделю |
| Заочная | 48 академических часов, 2 недели | 8 часов/6 дней |
5. Материально-технические условия реализации программы
При реализации образовательной программы созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.
В условиях реализации образовательной программы в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий обучающиеся сами обеспечивают создание необходимых материально-технических условий для осуществления учебной деятельности.
Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе видеоконференций, необходимо наличие веб-камеры, микрофона и динамиков (наушников).
Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с. Требования к скорости доступа в сеть Интернет носят рекомендательный характер и должны соблюдаться в целях беспрепятственного и своевременного освоения обучающимся образовательной программы.
6. Учебно-методическое обеспечение программы
- Александровская О. В. Цитология, гистология и эмбриология https://studfile.net/preview/5899986/
- Донкова Н. В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии: учебное пособие https://www.litres.ru/book/a-u-saveleva/citologiya-gistologiya-i-embriologiya-laboratornyy-praktikum-65998138/
- Козлов Н. А. Общая гистология. Ткани домашних млекопитающих животных https://www.livelib.ru/book/1000098581-obschaya-gistologiya-tkani-domashnih-mlekopitayuschih-zhivotnyh-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-kozlov-na
- Константинова И. С. Основы цитологии, общей гистологии и эмбриологии животных https://www.litres.ru/book/viktor-usenko/osnovy-citologii-obschey-gistologii-i-embriologii-zhivotnyh-67956228/
7. Оценка результатов освоения программы
Программа предусматривает проведение текущей и итоговой аттестации. Текущая аттестация слушателей проводится на основе оценки активности и участия в дискуссиях в ходе вебинаров, а также качества выполнения заданий в электронном обучающем курсе.
Методические материалы, необходимые для выполнения текущих заданий, представлены в соответствующих элементах электронного обучающего курса и включают описание задания, методические рекомендации по его выполнению, критерии оценивания.
Обучение на программе повышения квалификации предполагает выполнение индивидуальных текущих заданий, тестирование, комментирование работ слушателей.
7.1 Контрольно-оценочные средства для итоговой аттестации
Тестовые задания для оценки знаний по результатам освоения программы
Инструкция: внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один наиболее правильный, по вашему мнению, ответ из предложенных вариантов.
1. Какой метод взятия материала является наиболее предпочтительным для диагностики новообразований кожи?
а) Соскоб
б) Мазок-отпечаток
в) Тонкоигольная аспирационная биопсия (ТИАБ)
г) Смыв
2. Какой краситель чаще всего используется в ветеринарной цитологии для дифференциации клеток крови и микроорганизмов?
а) Гематоксилин-эозин
б) Романовского-Гимзы (или его аналоги, например, Diff-Quik)
в) ШИК-реакция
г) Трихром по Массону
3. Какой тип воспалительных клеток преобладает при остром бактериальном воспалении?
а) Лимфоциты
б) Макрофаги
в) Нейтрофилы
г) Эозинофилы
4. Что такое «анизоцитоз»?
а) Изменение формы клеток
б) Увеличение размера клеток
в) Различие в размерах клеток одного типа
г) Уменьшение количества клеток
5. Какой цитологический признак наиболее характерен для мастоцитомы?
а) Наличие крупных внутриядерных включений
б) Наличие большого количества тучных клеток с гранулами
в) Преобладание лимфоцитов с высоким ядерно-цитоплазматическим отношением
г) Наличие веретенообразных клеток с обильным коллагеном
6. Какой из перечисленных признаков является критерием злокачественности клеток?
а) Небольшое увеличение ядра
б) Анизокариоз (вариабельность размера ядра)
в) Хорошо различимая цитоплазма
г) Правильная округлая форма клетки
7. Какой микроорганизм чаще всего обнаруживается при малассезиозном дерматите у собак?
а) Staphylococcus aureus
б) Streptococcus canis
в) Demodex canis
г) Malassezia pachydermatis
8. Что такое «кариомегалия»?
а) Уменьшение размера ядра
б) Изменение формы ядра
в) Увеличение размера ядра
г) Отсутствие ядра
9. Какой метод окрашивания наилучшим образом подходит для выявления грибковых элементов в цитологических препаратах?
а) Романовского-Гимзы
б) Diff-Quik
в) ШИК—реакция (Periodic acid-Schiff)
г) Гематоксилин-эозин
10. Какой тип клеток является основным при эозинофильном воспалении?
а) Нейтрофилы
б) Лимфоциты
в) Макрофаги
г) Эозинофилы
Система оценивания.
Оценка «отлично» выставляется за 90–100%правильных ответов от общего количества вопросов.
Оценка «хорошо» выставляется за 70–89% правильных ответов от общего количества вопросов.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за 50–69% правильных ответов от общего количества вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за 50% и менее правильных ответов от общего количества вопросов.