Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Летняя школа ветеринарной дерматологии»
Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «ПРОФИ»
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ООО «УЦ «ПРОФИ»
__________ Е.Н. Рослякова
«___» ____________ 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Летняя школа ветеринарной дерматологии»
2025 г.
1. Цель реализации программы
Совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Цель реализации программы: предоставить ветеринарным врачам концентрированный, интенсивный и практико-ориентированный курс по наиболее актуальным и востребованным темам ветеринарной дерматологии. «Летняя школа» нацелена на обновление и систематизацию знаний, приобретение новых практических навыков в диагностике и лечении кожных заболеваний мелких домашних животных, а также создание платформы для обмена опытом между участниками и ведущими экспертами в данной области. Программа направлена на улучшение качества оказания ветеринарной помощи пациентам с дерматологическими проблемами и повышение квалификации ветеринарных врачей.
2. Планируемые результаты обучения
Знать:
- Актуальные классификации и современные подходы к диагностике и лечению наиболее распространенных дерматологических заболеваний мелких домашних животных.
- Этиологию, патогенез, клинические признаки и дифференциальную диагностику ключевых дерматологических синдромов (зуд, алопеция, папулы, пустулы, чешуйки и т.д.).
- Принципы рационального использования лекарственных средств в дерматологии, включая антибиотики, противогрибковые препараты, глюкокортикостероиды, циклоспорин, оклацитиниб и локиветмаб.
- Стратегии контроля за аллергическими дерматозами (атопический дерматит, пищевая аллергия, аллергический дерматит на слюну блох), включая аллерген-специфическую иммунотерапию.
- Особенности диагностики и лечения отитов.
- Основы цитологической диагностики кожных заболеваний.
- Возможные осложнения дерматологических заболеваний и методы их предотвращения.
Уметь:
- Проводить тщательный сбор анамнеза и клинический осмотр дерматологических пациентов.
- Выявлять ключевые признаки и симптомы дерматологических заболеваний.
- Осуществлять забор образцов для диагностических исследований (соскобы, мазки-отпечатки, трихоскопия).
- Интерпретировать результаты цитологического исследования кожи.
- Разрабатывать план диагностики и лечения для наиболее распространенных дерматологических заболеваний.
- Составлять дифференциальный диагноз на основе клинических признаков и результатов диагностических тестов.
- Эффективно коммуницировать с владельцами пациентов, объяснять диагноз, план лечения и прогноз.
Владеть:
- Техникой выполнения соскобов кожи для диагностики паразитарных заболеваний.
- Техникой выполнения мазков-отпечатков для цитологического исследования кожи.
- Техникой трихоскопии для оценки состояния шерстного покрова.
- Навыками интерпретации результатов цитологического исследования кожи (базовый уровень).
- Навыками выбора оптимального протокола лечения в зависимости от диагноза и индивидуальных особенностей пациента.
- Навыками мониторинга эффективности лечения и коррекции терапии при необходимости.
3. Категория слушателей
К освоению дополнительной профессионально программы – программы повышения квалификации допускаются:
— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Целевая аудитория для программы предназначена для: ветеринарные врачи общей практики.
4. Содержание программы
Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
«Летняя школа ветеринарной дерматологии»
Категория обучающихся: имеющие среднее специальное или высшее образование.
Срок освоения (общая трудоемкость): 40 ак. часов.
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
| №п/п | Наименование модулей, разделов, дисциплин, тем | Трудоемкость (всего час) | Аудиторные занятия (час) | СР (час) | |
| лекций | практ/ сем | ||||
| 1. | Основы сбора анамнеза в дерматологии и взаимодействия с владельцем | 2 | 2 | ||
| 2. | Аллергические дерматозы и связанные с ними осложнения | 8 | 4 | 4 | |
| 3. | Отиты | 4 | 4 | ||
| 4. | Цитология кожи | 8 | 8 | ||
| 5. | Алгоритмы диагностики болезней кожи | 8 | 4 | 4 | |
| 6. | Редкие локализации и редкие болезни кожи | 7 | 7 | ||
| 7. | Болезни грызунов | 2 | 2 | ||
| Итоговый контроль | 1 | тест | |||
| Трудоемкость программы (всего) | 40 | ||||
Учебно-тематический план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
| №п/п | Наименование модулей, разделов, дисциплин, тем | Трудоемкость (всего час) | Аудиторные занятия (час) | СР (час) | |
| лекций | практ/ сем | ||||
| 1. | Основы сбора анамнеза в дерматологии и взаимодействия с владельцем | 2 | 2 | ||
| 2. | Аллергические дерматозы и связанные с ними осложнения | 8 | 4 | 4 | |
| 3.1 | Тема 2.1: Обзор аллергических дерматозов у мелких домашних животных | ||||
| 2.2 | Тема 2.2: Патогенез аллергических дерматозов: роль генетики, иммунной системы и окружающей среды | ||||
| 2.3 | Тема 2.3: Диагностика аллергических дерматозов | ||||
| 3. | Отиты | 4 | 4 | ||
| 3.1 | Тема 3.1: Анатомия и физиология наружного и среднего уха. | ||||
| 3.2 | Тема 3.2: Классификация отитов по этиологии, локализации и течению. | ||||
| 3.3 | Тема 3.3: Факторы, предрасполагающие к развитию отита | ||||
| 4. | Цитология кожи | 8 | 8 | ||
| 5. | Алгоритмы диагностики болезней кожи | 8 | 4 | 4 | |
| 5.1 | Тема 5.1: Общий алгоритм диагностики дерматологических заболеваний | ||||
| 5.2 | Тема 5.2: Алгоритмы диагностики основных дерматологических синдромов | ||||
| 5.3 | Тема 5.3: Применение диагностических тестов в зависимости от клинической картины | ||||
| 6. | Редкие локализации и редкие болезни кожи | 7 | 7 | ||
| 7. | Болезни грызунов | 2 | 2 | ||
| Итоговый контроль | 1 | тест | |||
| Трудоемкость программы (всего) | 40 | ||||
Календарный учебный график дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Летняя школа ветеринарной дерматологии»
Обучение организуется согласно утвержденному календарному учебному графику, который формируется по мере набора учебной группы на соответствующий период обучения. Курс обучения не привязан к началу или окончанию учебного и календарного года. Прием заявок на курс происходит в течение всего календарного года. Календарный учебный график является примерным и утверждается отдельно для каждой учебной группы.
| Форма обучения | Общая трудоемкость программы (час, дни, недели, месяцы) | Аудиторных часов в день/дней в неделю |
| Заочная | 40 академических часов, 1 неделя | 8 часов/5 дней |
5. Материально-технические условия реализации программы
При реализации образовательной программы созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения.
В условиях реализации образовательной программы в дистанционном формате с использованием дистанционных образовательных технологий обучающиеся сами обеспечивают создание необходимых материально-технических условий для осуществления учебной деятельности.
Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе видеоконференций, необходимо наличие веб-камеры, микрофона и динамиков (наушников).
Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с. Требования к скорости доступа в сеть Интернет носят рекомендательный характер и должны соблюдаться в целях беспрепятственного и своевременного освоения обучающимся образовательной программы.
6. Учебно-методическое обеспечение программы
- Соколовский В. А., Толстова-Парийская Н. Г., Лукашев И. И., Палимпсестов М. А. Кожные болезни животных. https://search.rsl.ru/ru/record/01006310834
- Сосновский А. Т., Корсун В. Ф. Дерматологический справочник. https://elib.nlb.by/catalog/Record/BY-NLB-br653057?sid=34381154
- Моисеенко Л. С. Кожные заболевания кошек и собак: лечение и профилактика. https://www.livelib.ru/author/439668/latest-l-moiseenko
7. Оценка результатов освоения программы
Программа предусматривает проведение текущей и итоговой аттестации. Текущая аттестация слушателей проводится на основе оценки активности и участия в дискуссиях в ходе вебинаров, а также качества выполнения заданий в электронном обучающем курсе.
Методические материалы, необходимые для выполнения текущих заданий, представлены в соответствующих элементах электронного обучающего курса и включают описание задания, методические рекомендации по его выполнению, критерии оценивания.
Обучение на программе повышения квалификации предполагает выполнение индивидуальных текущих заданий, тестирование, комментирование работ слушателей.
7.1 Контрольно-оценочные средства для итоговой аттестации
Тестовые задания для оценки знаний по результатам освоения программы
Инструкция: внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один наиболее правильный, по вашему мнению, ответ из предложенных вариантов.
1. Какой из перечисленных факторов наиболее часто является причиной зуда у собак?
a) Бактериальная инфекция
b) Грибковая инфекция
c) Атопический дерматит
d) Демодекоз
Ответ: c) Атопический дерматит
2. Какой диагностический тест лучше всего подходит для подтверждения диагноза демодекоза?
a) Цитология
b) Соскоб кожи
c) Бактериальный посев
d) Аллергологическое тестирование
Ответ: b) Соскоб кожи
3. Какой препарат чаще всего используется для лечения малассезиозного дерматита?
a) Антибиотик
b) Глюкокортикостероид
c) Противогрибковый препарат
d) Антигистаминный препарат
Ответ: c) Противогрибковый препарат
4. Какой из перечисленных симптомов не является типичным для пищевой аллергии у собак?
a) Зуд
b) Хронический отит
c) Рвота
d) Алопеция
Ответ: c) Рвота (хотя может присутствовать, зуд и отит более типичны)
5. Какой метод диагностики наиболее информативен при подозрении на новообразование кожи?
a) Цитология
b) Соскоб кожи
c) Биопсия
d) Трихоскопия
Ответ: c) Биопсия
6. Какой из перечисленных клещей вызывает саркоптоз?
a) Demodex canis
b) Sarcoptes scabiei
c) Otodectes cynotis
d) Cheyletiella yasguri
Ответ: b) Sarcoptes scabiei
7. Что такое лихенификация?
a) Повышенное образование кожного сала
b) Утолщение и гиперпигментация кожи, вызванные хроническим раздражением и трением
c) Воспаление волосяного фолликула
d) Наличие пустул на коже
Ответ: b) Утолщение и гиперпигментация кожи, вызванные хроническим раздражением и трением
8. Какой из перечисленных препаратов является ингибитором янус-киназы (JAK) и используется для лечения зуда при атопическом дерматите?
a) Циклоспорин
b) Глюкокортикостероид
c) Оклацитиниб (Апоквел)
d) Антигистаминный препарат
Ответ: c) Оклацитиниб (Апоквел)
9. Какой из перечисленных симптомов наиболее характерен для синдрома Кушинга (гиперадренокортицизма) у собак?
a) Зуд
b) Симметричная алопеция туловища
c) Увеличение лимфатических узлов
d) Рвота и диарея
Ответ: b) Симметричная алопеция туловища
10. Что такое пиотравматический дерматит (острый влажный дерматит)?
a) Хроническое воспаление кожи, вызванное аллергией
b) Самоиндуцированное поражение кожи, вызванное интенсивным вылизыванием или расчесыванием
c) Грибковая инфекция кожи
d) Паразитарное заболевание кожи
Ответ: b) Самоиндуцированное поражение кожи, вызванное интенсивным вылизыванием или расчесыванием
Система оценивания.
Оценка «отлично» выставляется за 90–100%правильных ответов от общего количества вопросов.
Оценка «хорошо» выставляется за 70–89% правильных ответов от общего количества вопросов.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за 50–69% правильных ответов от общего количества вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за 50% и менее правильных ответов от общего количества вопросов.